Колесо жизненного баланса — техника, которая помогает оценить все сферы жизни свежим взглядом. Чаще всего ее применяют для того, чтобы разобраться с личными проблемами и найти новые пути развития. Но с помощью техники можно точно также оценивать бренд — колесо помогает найти сильные и слабые стороны, понять собственные цели, наметить план развития на ближайшие несколько лет.
Разбираемся, как правильно применять технику колеса жизненного баланса, если вы развиваете личный бренд, и какие ошибки можно допустить во время составления схемы.
Что такое колесо жизненного баланса
Колесо жизненного баланса — это круг, который разделен на восемь секторов. Если мы говорим о классической технике, то каждый сегмент — это часть вашей жизни: карьера, здоровье, деньги, развитие, условия жизни, семья, друзья, отдых. Во время заполнения круга вы оцениваете, насколько хорошо развита каждая сфера. На такой схеме сразу видно, что в жизни проседает и чему нужно уделить внимание — это те сегменты, которые находятся ближе к центру.
Колесо баланса личного бренда отличается сферами. В классическом колесе вы указываете сегменты, которые влияют непосредственно на вашу жизнь. А в колесе бренда нужно прописать сферы, которые связаны с развитием и продвижением личного бренда. Некоторые категории могут перекликаться со сферами из классического — если ваше дело тесно связано с личной жизнью. Например, у вас бренд, позиционирование которого строится на семейных отношениях — в таком случае важно, чтобы у вас были проработаны отношения с близкими.
Вместе с колесом жизненного баланса можно проанализировать круги бренда. Первый круг — это реальный человек, его личность и ценности. Второй — человек-эксперт, его знания, опыт, компетенции и тот фундамент, но котором строится личный бренд. Третий — внешний круг, который отражает взаимодействие эксперта с аудиторией. Одновременная работа с колесом баланса и кругами помогает понять, на чем лучше всего строить бренд. Иногда бывает так, что эксперту упаковали бренд, разработали контент-стратегию, придумали образ, но человек себя таким не чувствует. |
Как колесо жизненного баланса помогает развивать личный бренд
Главное преимущество техники — она несложная, эксперт может самостоятельно проработать личный бренд. Ему для этого не нужна аналитика и комплексные исследования. Он может быстро оценить текущее состояние, составить план и начать действовать.
Какие еще преимущества есть у техники:
- Инсайты и решения, которые невозможно увидеть со стороны. Лучше эксперта никто не понимает собственный бренд, поэтому иногда маркетологи или бренд-стратеги не замечают неочевидных решений.
- Видно сильные стороны. Часто эксперты необъективно оценивают себя, например, обесценивают достижения. Техника показывает, чего человек реально добился, и это помогает ему поверить в себя и расти дальше.
- Видно слепые зоны. Точно также техника помогает увидеть слабые места, которые нуждаются в проработке. Эксперт может прикинуть, сколько времени и усилий ему нужно, чтобы закрыть недостатки.
Как составить колесо баланса для личного бренда
Главное о чем должен помнить эксперт — нужно быть честным с самим с собой. Вписывайте те сферы, которые действительно для вас важны. Ставьте цели, к которым стремитесь лично вы. Правильные приоритеты важны, потому что основа любого крепкого бренда — это искренность и честность с самим собой.
Какие категории вписывать в схему, если оцениваешь бренд
У колеса баланса личного бренда нет жесткой сегментации — эксперты выбирают разные сферы. Например, один человек стремится к публикации книги, а другой — к выступлениям в залах на тысячи человек. Для второго эксперта книга будет не так важна и ее вообще может не быть в колесе. Она там появится только в том случае, если эксперт видит в этом дополнительную точку роста.
Какими могут быть сегменты колеса личного бренда:
- Социальные сети — как эксперт продвигается в SMM, насколько хорошо у него проработан образ и контент-стратегия.
- Стиль и имидж — как выглядит человек, соответствует ли внешнее позиционирование внутренним ценностям.
- Нетворкинг и коллаборации — состоит ли эксперт в профессиональных клубах и сообществах, какую роль там играет.
- Книга — есть ли у эксперта собственная книга, какой у нее тираж и пользуется ли она популярностью.
- Репутационные события — участвует ли человек в конкурсах и конференциях, получал ли премии и награды.
- Работа со СМИ — есть ли у эксперта публикации в онлайн и офлайн СМИ. Причем речь идет и о материалах, где человек выступал в качестве источника фактуры, и в статьях, которые он написал для изданий сам.
- Публичные выступления — принимал ли человек участие в мероприятиях в качестве спикера и насколько большой и сложной была аудитория.
- Работа с отзовиками — эта сфера актуальна не для всех экспертов. Например, если вы стоматолог или пластический хирург — тогда отзывы это важно. А если вы бизнес-тренер, тогда обратной связи будет меньше.
- Работа с репутацией — что об эксперте пишут в социальных сетях, какие комментарии оставляет аудитория, что говорят коллеги.
Как правильно проводить оценку бренда по колесу жизненного баланса
После того как вы определили ключевые сферы, нужно оценить их текущее состояние. При анализе ориентируйтесь на себя — не нужно спрашивать у друзей или других экспертов. Ценность техники именно в том, что вы смотрите на собственный бренд изнутри.
Как проводить анализ бренда после выбора категорий:
- Оцените сферы со своей точки зрения и определите, насколько хорошо проработана каждая. Например, у вас запущены социальные сети — регулярно выходит контент, который нравится аудитории. Этой сфере вы ставите высокий балл. А публичные выступления проседают — у вас не получается хорошо провести презентацию даже на небольшую аудиторию. Эту сферу вы оцениваете пониже.
- Найдите свои сильные стороны. Это сферы, которые вам нужно будет поддерживать на текущем уровне или масштабировать.
- Найдите слабые стороны и проанализируйте, какой уровень вам нужен. Затем подумайте, как в ближайший год вы можете добиться желаемого результата.
- Составьте план работы по каждой сфере. Проанализируйте, что вам нужно сделать, чтобы вместо 2 баллов стало 10 баллов. Вы можете добиваться своей цели самостоятельно или делегировать задачи. Например, если у вас проседает имидж, то вы можете ходить по магазинам и подбирать образы или доверить работу стилисту.
Стратегию лучше прописывать на год, потому что если брать больше, например, 3 года, то сферы могут потерять актуальность. Например, вы планируете написать книгу, но не в ближайший год, а примерно через 3-5 лет. А потом что-то меняется, и для вас в ближайшие 5 лет публичные выступления становятся более актуальными. |
Что делать с сильными сферами и куда развиваться дальше
Сильные сферы — это сегменты, которые набрали более 8 баллов. Они прокачаны почти до максимума и иногда эксперту не совсем понятно, что с ними делать дальше.
Как работать с преимуществами:
- Расти дальше. Сначала вам нужно переосмыслить десятку — действительно ли это ваш максимум. Если вы можете масштабироваться, то поднимайте планку. Например, изначально в качестве десятки в публичных выступлениях вы поставили «побывать в качестве эксперта на отраслевой конференции». А когда достигли этого уровня поняли, что теперь хотите выступить на крупной международной встрече. В таком случае вы поднимаете планку на новый уровень.
- Поддерживать прогресс. Подумайте, хотите ли вы масштабироваться. Вам не обязательно всегда переосмысливать сферы, в которых вы достигаете десятки. Например, если вы уверены, что ваш имидж сейчас не нужно улучшать — просто поддерживайте достигнутый уровень. А освободившиеся силы направьте на проработку слабых сторон.
Что делать со слабыми сферами и как закрыть недостатки
Слабые стороны — это зоны ближе к центру. Сферы, у которых меньше 2 баллов — первые на очереди на проработку.
Как работать с недостатками:
- Четко опишите, что такое десятка в этой сфере — поэтапно. Например, если публичные выступления у вас на 2 балла, то возникает соблазн сразу поставить целью максимум — стоять на одной сцене со спикерами мировой величины. Но на пути от двойки к десятке вам нужно пройти еще семь цифр. Охарактеризуйте каждую и опишите ее как этап на пути к главной цели.
- Определите, какие шаги нужно сделать сейчас. Когда вы разбили весь длинный путь к десятке на этапы, проясняется план на ближайшее будущее. Например, если речь о публичных выступлениях, то тройкой может быть обучение, четверкой — новые знакомства, пятеркой — участие в небольших бизнес-завтраках.
- Планируйте не только на год, но еще на полугодие и квартал. Так вы сможете оперативно отслеживать свой прогресс в проседающих сферах и при необходимости корректироваться.
Как правильно оценить собственный бренд
При оценке ориентироваться нужно только на себя. Для кого-то десятка в публичных выступлениях — это стоять на одной сцене с Ириной Хакамадой, а для кого-то — съездить в соседний город на небольшую конференцию. Кто-то десяткой в нетворкинге считает выступление на международном слете экспертов, а кто-то — членство в небольшом отраслевом клубе. У каждого человека свой список и его нельзя копировать — так вы рискуете выгореть из-за навязанных стереотипов и недостижимых целей.
Правильная оценка — это анализ без оглядки на остальных экспертов. Часто люди начинают сравнивать себя и бренд с другими, причем часто в негативном ключе. Например, говорят: «А вот такой же эксперт из моей ниши позже запустился и уже выступает, а я до сих пор не могу». Личный бренд — это отражение вас, а не другого эксперта. Поэтому здесь важны искренность, реальная мотивация и желания, настоящие цели. |
В работе с колесом баланса нет объективной и субъективной оценки, главное, чтобы она исходила лично от вас. Лучше основателя никто не понимает бренд — даже самый опытный маркетолог с огромным набором инструментов для исследования. Не существует неправильных личных брендов, но бывают негармоничные, конфликтующие с внутренним миром самого эксперта. В таких случаях человек общается с аудиторией неискренне и она это чувствует. И поэтому самое важное для эксперта — правильно понять собственную миссию, и не ставить себе навязанные социумом или другими экспертами цели. Когда человек раскапывает свою настоящность он уже не сравнивает себя ни с кем, а вместо этого видит собственный путь развития.
Какие ошибки часто допускают эксперты во время оценки
Самая распространенная ошибка — неправильная оценка своего бренда и перекосы, которые из-за этого возникают. Например, человек уверен, то ему рано писать для СМИ или публично выступать, поэтому он не выбирает эти сферы. Это опять же случается тогда, когда эксперт смотрит на других и пытается на себя примерить чужие достижения. Ему кажется, что он не сможет выступать также хорошо, как другие. Важно планировать смело и ориентироваться не то, где вы находитесь сейчас, а на то, чего действительно хотите добиться. Колесо баланса — это больше про будущее вашего личного бренда, а не про настоящее.
Если вы беспокоитесь, что за год не успеете написать книгу, то она все равно должна быть на схеме. Просто вы в качестве десятки должны ставить не готовую книгу, а, например, сбор фактуры. На следующий год вы эту сферу масштабируете и уже в качестве десятки появится черновик. В первый год вашей целью вообще может быть просто оценка ресурсов, которые нужны для книги — не обязательно ставить сразу объемные задачи. Это тоже работа, которая переведет вас на следующий этап и приблизит к цели. Не нужно исключать сферы, которые сейчас кажутся вам недостижимыми.
Почему колесо жизненного баланса хорошо работает для бизнеса и личного бренда
- Вы находите сферы, которые важны для вашего роста. Можно корректировать набор и отталкиваться от того, чего вам действительно хочется.
- Вы учитесь оценивать себя без сравнения с другими экспертами. Это важно, потому что только так вы можете найти собственный путь.
- Ваш бренд становится более честным и прозрачным. Когда вы понимаете, что важно именно для вас, то и бренд становится более искренним.
- Вы избавляетесь от синдрома самозванца. Во время составления схемы вы видите свои сильные стороны — это помогает принять свои преимущества.
- Вы вовремя замечаете свои недостатки. Колесо помогает увидеть, какие сферы развиваются медленно. Вам остается только направить силы на улучшение.
- Вы поэтапно работаете над брендом и не прокрастинируете. Иногда сложно подступиться к развитию личного бренда, потому что цели сложные и их много. Но если вы разбиваете все на мелкие шаги, то и работать легче. Плюс, такой план помогает правильно распределить ресурсы.
