«Слово — это мысль, ограненная речью, как бриллиант»: эксклюзивное интервью с Натальей Козелковой

ИНТЕРВЬЮ

Она знает о речи и публичных выступлениях все и даже больше, а ее многогранность и невероятная харизма притягивают взгляды и завораживают зрителей: в гостях у The Balance — эксперт международного уровня в сфере речевой коммуникации, диктор Центрального Телевидения Гостелерадио СССР, академик Международной Академии Телевидения и Радио, коуч с международной сертификацией ICF и наставник спикеров Наталья Козелкова

«Слово — это мысль, ограненная речью, как бриллиант»: эксклюзивное интервью с Натальей Козелковой

— Наталья, расскажите, пожалуйста, немного о своей семье и детстве, о том, как Вы пришли в профессию. 

— Я родилась в семье московских инженеров: папа был настоящим Аленом Делоном, а мама — такой крепкой советской «девушкой с веслом» (смеется). А я, как росток картошки, пробившийся из погреба, — длинная блондинка, внешность которой в тогдашние эталоны красоты просто не вписывалась. Всю жизнь я страдала заниженной самооценкой, пока не выковыряла это из себя, и теперь я умею выковыривать это из других людей, чем успешно и занимаюсь (улыбается). 

Каждый человек приходит в этот мир для того, чтобы найти свое призвание: я — не исключение. В детстве на даче у бабушки, где нас было шестеро внуков, я организовывала детские спектакли. Недавно мы с двоюродной сестрой, которая в них тоже участвовала и тем самым сыграла важную роль в моем становлении, так смеялись. Вспоминали, как она противилась моим попыткам привести ее железной рукой к счастью — вывести в публичное пространство (улыбается). В общем, это призвание проявилось во мне еще в ранние годы, и с тех пор оно продолжает развиваться.

Когда я училась в девятом классе, мои родители дружили с известным диктором радио Валерией Лебедевой. Однажды она пришла к нам в гости и сказала, мол, Наташка, если у тебя есть тяга к журналистике, сходила бы ты в совет «Ровесников» — очень популярной на то время программы на Всесоюзном радио. 

Мне дали адрес Дома звукозаписи на улице Качалова, куда я вскоре и отправилась. И я настолько погрузилась в эту сферу, что уже в пятнадцать лет бегала со звукозаписывающим устройством Nagra и брала интервью у интересных людей под руководством старших коллег. Они как раз-таки и помогли мне освоить азы журналистики, и вместе с ними я стала одной из немногих ведущих «Ровесников». Так я научилась работать со словом — как звучащим, так и структурированным.

В Евангелие от Иоанна говорится о том, что изначально было Слово — вы можете осознать его важность? Как Дух Святой носился над водами, так и мысль мечется в голове от уха до уха. Она может блуждать там всю жизнь. И ни к какому выводу, ни к какому действию, ни к какому решению мы в таком случае не придем. И только когда мы выносим эту мысль наружу, облекая ее в форму речи, мы можем ее осознать. Слово — это мысль, ограненная речью, как бриллиант. 

Когда настал момент, ребята из «Ровесников» выбирали свой путь — кто-то из них решил стать журналистом, кто-то — актером. Я же в свою очередь, поняла, что мне больше по душе актерская карьера: уже за год до поступления в институт, когда мне было всего пятнадцать лет, я была полностью готова к этому. Как говорится, вижу цель, не вижу препятствий — моя любимая фраза (улыбается). 

Определившись с образовательным направлением, я собралась подавать документы в театральный институт — у меня даже мысли не возникало о том, что я могу не поступить, хотя конкурс составлял двести человек на место. Я всегда осознавала, что негативные установки могут соответствующим образом влиять на нашу реальность, поэтому старалась не думать о плохом. У меня никогда не было ограничивающих убеждений, которые могли бы помешать мне двигаться вперед.

Я долго колебалась между Щукинским и Щепкинским училищами, но в итоге выбрала последнее, так как вуз находился ближе к моему дому и до него можно было добраться на прямых автобусах и троллейбусах — в тот момент вопрос транспортной доступности был для меня важен.

— Наталья, помните ли Вы кого-нибудь из преподавателей и наставников в студенческие годы, кто поделился с Вами важной идеей или мыслью, которая стала для Вас, своего рода, путеводной звездой на протяжении всей жизни?

— То, что мне сразу вспомнилось, — это первый день занятий с Виктором Ивановичем Коршуновым, бывшим директором Малого театра. Царствие ему Небесное — вспоминаю его с огромной благодарностью. Хотя как актер он не был широко известен, но как педагог он был просто гениален — педагог от Бога. Помню, как однажды он поставил стул посреди аудитории, назвал свой возраст — пятьдесят четыре года — и сказал: «Значит так, ваше тело — это ваше дело». Он объяснил, что, пока мы в профессии, тело — это наш рабочий инструмент, и мы должны поддерживать его в отличной форме. Затем Виктор Иванович с легкостью перепрыгнул через спинку стула, демонстрируя всю свою силу и гибкость. Мы были молодыми студентами и, увидев это, стояли просто в изумлении! А он подчеркнул, что будет предъявлять к нам такие же высокие требования, как и к себе самому. 

Приходят на ум слова еще одного моего наставника — не менее известного диктора Игоря Леонидовича Кириллова. Он как-то сказал нам, студентам: «До тех пор, пока вы работаете лицом в кадре, вам должно быть не более сорока пяти. То, как вы это сделаете, — только ваше дело, но образ жизни, принятый вами отныне и во веки веков, должен быть таким, чтобы вас разбудили ночью, и через пять минут вы уже могли работать перед камерой».

И вот в продолжение этой темы, меня вчера остановил «гаишник»: я точно знаю, что нарушила, потому что с 1999 по 2001-ый вела программу «Я люблю ГИБДД» и очень хорошо знаю правила дорожного движения. Я на полметра сдала задним ходом, сотрудник тут же «отловил» меня и забрал права — ушёл проверять документы. А потом вернулся и сказал: «Ничего себе, Вы из шестьдесят третьего года? Прекрасно выглядите, снимаю шляпу!». Отдал мне права и ушел (улыбается). Вот за это спасибо Виктору Ивановичу Коршунову и Игорю Леонидовичу Кириллову! 

— А можете раскрыть секреты, как Вам удается так выглядеть?

— В первую очередь это физическая активность. Я регулярно посещаю спортзал, занимаюсь плаванием и другими видами спорта. Кроме того, я практикую закаливание — купание в снегу, плавание в зимнем Черном море… Даже онкологическое заболевание, с которым я достаточно быстро «отстрелялась» благодаря хорошей физической подготовке и хроническому позитиву, не смогло меня остановить в стремлении держаться в форме. Я моталась по лестницам онкоцентра, через дикую боль растягивала руки, чтобы не образовалось рубцов, которые могли бы руки обездвижить… Это было очень тяжело.

В трудные моменты, когда я чувствую себя плохо, я стараюсь двигаться как можно больше, чтобы преодолеть болезнь и вернуться к активной жизни. Я считаю так: не можешь бежать — иди, не можешь идти — ползи. Ведь тонус — это жизнь, это энергия, это искра, позволяющая мне подпаливать тот самый «пионерский костер» в душе, огонь которого отражается в глазах. Ведь именно на этот огонь и идут люди (улыбается). 

Что касается внешности, для меня эталоном служит фраза, которую я прочитала в давнем интервью пластического хирурга Любови Орловой. На вопрос о том, что актриса сделала со своей внешностью, врач ответила кратко и емко: «Все и не один раз». То есть пластика должна быть очень дозированной, без изменения собственного облика, чтобы устранять только возрастные изменения. И чтобы при этом сохранялись черты лица, ведь лицо — это наш бренд. Конечно, можно слегка подкорректировать внешность, но без глобальных изменений, чтобы узнаваемость все-таки была стопроцентной.

— Наталья, наш разговор как раз зашел про бренд. Как Вы считаете, что помогает эксперту в формировании личного бренда?

— Безусловно, это деловая репутация, поскольку она отражает личность человека и его профессиональные качества. Мы часто встречаем примеры успешного продвижения личного бренда, особенно в инфобизнесе. Однако если ты не являешься личностью, можно хоть до морковкиного заговенья «раскручивать» бренд, но это продвижение будет лишь поверхностным.

Наталья Козелкова, диктор Центрального телевидения
Фото из личного архива Натальи Козелковой

Есть еще одно хорошее крылатое выражение «колосс на глиняных ногах» — так говорят о чем-то величественном с виду, но пустом внутри. Проще говоря, это красивый фантик. Пузырь, который можно какое-то время надувать, а потом он лопается, причем лопается очень болезненно. Для человека, который на самом деле не является экспертом, основной вектор внимания направлен на маркетинговую упаковку. 

Это не значит, что время упаковок подходит к концу, но время упаковок, внутри которых — ноунейм… вернее, name есть, а внутри — ничего, действительно завершается. Дело в том, что покупательская способность людей во всем мире стремительно снижается на фоне экономических кризисов, и если раньше потребитель мог себе позволить «купиться» на яркий фантик, то сейчас он хочет достать саму конфетку. И вот тут уже начинает работать сарафанное радио — подключается репутация. 

— Мы знаем, что Вы проводите онлайн и оффлайн обучение, а также корпоративные тренинги. Среди Ваших клиентов — многие публичные личности: Виктория Боня, Игорь Рыбаков, Владимир Кириенко и другие. Расскажите, пожалуйста, какие методы Вы используете в обучении?

— Моя методика включает в себя знания по общей физиологии и эндокринологии, акустике, квантовой физике и соционике, а также профессиональный коучинг, психологию, классическую риторику и журналистику. Я уделяю особое внимание статьям и исследованиям в области нейрофизиологии. Важными источниками информации для меня являются учебники по НЛП, научные труды различных специалистов в коммуникативной сфере. Мои настольные книги — «Договориться можно обо всём. Как добиться максимума в любых переговорах» Гэвина Кеннеди, «Спиральная динамика» Дона Бека, полный курс НЛП. Люди, которые работают в академическом сообществе, часто не имеют стремления постоянно обновлять знания. Я же, в свою очередь, слежу за трендами в бизнесе и сфере коммуникации, чтобы всегда быть в мейнстриме своей области, развиваться и расти. 

Также в своей работе я использую уникальные голосовые и речевые техники, которыми овладела будучи одним из 60-ти дикторов Центрального Телевидения Гостелерадио СССР. У нас тогда было 240 миллионов зрителей и всего две телепрограммы — первая и вторая. То есть когда включается камера, ты осознаешь всю степень ответственности и понимаешь, что как минимум половина из этих 240 миллионов телезрителей сейчас смотрит именно на тебя. И все эти секретные техники помогали мне не только доносить информацию до аудитории, но и становились инструментами воздействия на общественное сознание.  

эксперт международного уровня в сфере речевой коммуникации, диктор Центрального Телевидения Гостелерадио СССР, академик Международной Академии Телевидения и Радио, коуч с международной сертификацией ICF и наставник спикеров Наталья Козелкова
Наталья Козелкова

Могу сказать, что я — про счастье. Люди, которые со мной работают, покупают не просто продукт: они покупают время и счастье. И надо видеть, как у моих ребят разворачиваются плечи, как за их спинами вырастают крылья, когда они осознают свою миссию. 

Как написано на моем сайте: «В нашем глухонемом мире я даю возможность людям, меняющим реальность, быть услышанными». Действительно, многие из нас словно живут в закрытых раковинах и не слышат друг друга. И когда мы выходим из этой ракушечки и пробиваем диалоговое окно с миром, этот мир идет нам навстречу, начинает нас видеть. «Говори, чтобы я тебя увидел», — именно об этом знаменитая фраза Сократа. На сегодняшний день коммуникация — это важнейший инструмент, а слово звучащее — самое мощное оружие, которое есть на планете. Особенно в условиях информационных и прокси войн, которые мы наблюдаем. 

— В жизни каждого человека порой возникают кризисные ситуации. Как Вы с ними справляетесь?

— У меня есть ноу-хау фраза, которую я открыла и очень хорошо могу объяснить с точки зрения нейрофизиологии — «Это всего лишь ситуация». Я даже зарегистрировала на нее авторские права (улыбается). 

Теперь разберемся, как это работает. Дело в том, что первые три секунды наш рептильный мозг (а ему уже более 100 миллионов лет) формирует адреналиновую атаку: дает надпочечникам и гипоталамо-гипофизарной системе сигнал на выброс адреналина — бей-беги-замри. Так вот, в состоянии стресса человек может носиться, как курица с отрезанной головой. Или просто зажиматься. Единственный выход — выбрать вариант «бей», то есть начать действовать и делать хоть что-нибудь, чтобы спастись. 

Когда на мои колени лег листочек с диагнозом «высоко дифференцированный рак», у меня отнялись ноги. И тогда я понимала, что для того, чтобы выжить и выйти из этого состояния, мне нужно начать действовать с трезвой головой, взяв контроль над происходящим в моей голове. А это возможно лишь сознательно, усилием воли «протянув» информационный сигнал в молодую часть мозга — неокортекс, мозг человека разумного, и дав объективную оценку происходящему. Не субъективную — собственными инстинктами и эмоциями, а именно отстраненно-логичную. 

Рептильный мозг и мозг млекопитающего — лимбическая, эмоциональная система, существуют вместе более 50 миллионов лет. И любую мечущуюся эмоцию и мысль нужно вынимать из себя и облегать в слово «разумное», придавая ему форму. Не молчать, говорить и действовать — только так можно преодолеть любой кризис. Ведь это всего лишь ситуация (улыбается). 

 

Вам может также понравиться: эксклюзивное интервью с политологом и топ-менеджером «Роснефти» Татьяной Грабович «Я была совершенно одна в огромном мегаполисе!»

Оцените статью
TheBalance
Добавить комментарий

Капча загружается...