Она знает о речи и публичных выступлениях все и даже больше, а ее многогранность и невероятная харизма притягивают взгляды и завораживают зрителей: в гостях у The Balance — эксперт международного уровня в сфере речевой коммуникации, диктор Центрального Телевидения Гостелерадио СССР, академик Международной Академии Телевидения и Радио, коуч с международной сертификацией ICF и наставник спикеров Наталья Козелкова.
— Наталья, расскажите, пожалуйста, немного о своей семье и детстве, о том, как Вы пришли в профессию.
— Я родилась в семье московских инженеров: папа был настоящим Аленом Делоном, а мама — такой крепкой советской «девушкой с веслом» (смеется). А я, как росток картошки, пробившийся из погреба, — длинная блондинка, внешность которой в тогдашние эталоны красоты просто не вписывалась. Всю жизнь я страдала заниженной самооценкой, пока не выковыряла это из себя, и теперь я умею выковыривать это из других людей, чем успешно и занимаюсь (улыбается).
Каждый человек приходит в этот мир для того, чтобы найти свое призвание: я — не исключение. В детстве на даче у бабушки, где нас было шестеро внуков, я организовывала детские спектакли. Недавно мы с двоюродной сестрой, которая в них тоже участвовала и тем самым сыграла важную роль в моем становлении, так смеялись. Вспоминали, как она противилась моим попыткам привести ее железной рукой к счастью — вывести в публичное пространство (улыбается). В общем, это призвание проявилось во мне еще в ранние годы, и с тех пор оно продолжает развиваться.
Когда я училась в девятом классе, мои родители дружили с известным диктором радио Валерией Лебедевой. Однажды она пришла к нам в гости и сказала, мол, Наташка, если у тебя есть тяга к журналистике, сходила бы ты в совет «Ровесников» — очень популярной на то время программы на Всесоюзном радио.
Мне дали адрес Дома звукозаписи на улице Качалова, куда я вскоре и отправилась. И я настолько погрузилась в эту сферу, что уже в пятнадцать лет бегала со звукозаписывающим устройством Nagra и брала интервью у интересных людей под руководством старших коллег. Они как раз-таки и помогли мне освоить азы журналистики, и вместе с ними я стала одной из немногих ведущих «Ровесников». Так я научилась работать со словом — как звучащим, так и структурированным.
В Евангелие от Иоанна говорится о том, что изначально было Слово — вы можете осознать его важность? Как Дух Святой носился над водами, так и мысль мечется в голове от уха до уха. Она может блуждать там всю жизнь. И ни к какому выводу, ни к какому действию, ни к какому решению мы в таком случае не придем. И только когда мы выносим эту мысль наружу, облекая ее в форму речи, мы можем ее осознать. Слово — это мысль, ограненная речью, как бриллиант.
Когда настал момент, ребята из «Ровесников» выбирали свой путь — кто-то из них решил стать журналистом, кто-то — актером. Я же в свою очередь, поняла, что мне больше по душе актерская карьера: уже за год до поступления в институт, когда мне было всего пятнадцать лет, я была полностью готова к этому. Как говорится, вижу цель, не вижу препятствий — моя любимая фраза (улыбается).
Определившись с образовательным направлением, я собралась подавать документы в театральный институт — у меня даже мысли не возникало о том, что я могу не поступить, хотя конкурс составлял двести человек на место. Я всегда осознавала, что негативные установки могут соответствующим образом влиять на нашу реальность, поэтому старалась не думать о плохом. У меня никогда не было ограничивающих убеждений, которые могли бы помешать мне двигаться вперед.
Я долго колебалась между Щукинским и Щепкинским училищами, но в итоге выбрала последнее, так как вуз находился ближе к моему дому и до него можно было добраться на прямых автобусах и троллейбусах — в тот момент вопрос транспортной доступности был для меня важен.
— Наталья, помните ли Вы кого-нибудь из преподавателей и наставников в студенческие годы, кто поделился с Вами важной идеей или мыслью, которая стала для Вас, своего рода, путеводной звездой на протяжении всей жизни?
— То, что мне сразу вспомнилось, — это первый день занятий с Виктором Ивановичем Коршуновым, бывшим директором Малого театра. Царствие ему Небесное — вспоминаю его с огромной благодарностью. Хотя как актер он не был широко известен, но как педагог он был просто гениален — педагог от Бога. Помню, как однажды он поставил стул посреди аудитории, назвал свой возраст — пятьдесят четыре года — и сказал: «Значит так, ваше тело — это ваше дело». Он объяснил, что, пока мы в профессии, тело — это наш рабочий инструмент, и мы должны поддерживать его в отличной форме. Затем Виктор Иванович с легкостью перепрыгнул через спинку стула, демонстрируя всю свою силу и гибкость. Мы были молодыми студентами и, увидев это, стояли просто в изумлении! А он подчеркнул, что будет предъявлять к нам такие же высокие требования, как и к себе самому.
Приходят на ум слова еще одного моего наставника — не менее известного диктора Игоря Леонидовича Кириллова. Он как-то сказал нам, студентам: «До тех пор, пока вы работаете лицом в кадре, вам должно быть не более сорока пяти. То, как вы это сделаете, — только ваше дело, но образ жизни, принятый вами отныне и во веки веков, должен быть таким, чтобы вас разбудили ночью, и через пять минут вы уже могли работать перед камерой».
И вот в продолжение этой темы, меня вчера остановил «гаишник»: я точно знаю, что нарушила, потому что с 1999 по 2001-ый вела программу «Я люблю ГИБДД» и очень хорошо знаю правила дорожного движения. Я на полметра сдала задним ходом, сотрудник тут же «отловил» меня и забрал права — ушёл проверять документы. А потом вернулся и сказал: «Ничего себе, Вы из шестьдесят третьего года? Прекрасно выглядите, снимаю шляпу!». Отдал мне права и ушел (улыбается). Вот за это спасибо Виктору Ивановичу Коршунову и Игорю Леонидовичу Кириллову!
— А можете раскрыть секреты, как Вам удается так выглядеть?
— В первую очередь это физическая активность. Я регулярно посещаю спортзал, занимаюсь плаванием и другими видами спорта. Кроме того, я практикую закаливание — купание в снегу, плавание в зимнем Черном море… Даже онкологическое заболевание, с которым я достаточно быстро «отстрелялась» благодаря хорошей физической подготовке и хроническому позитиву, не смогло меня остановить в стремлении держаться в форме. Я моталась по лестницам онкоцентра, через дикую боль растягивала руки, чтобы не образовалось рубцов, которые могли бы руки обездвижить… Это было очень тяжело.
В трудные моменты, когда я чувствую себя плохо, я стараюсь двигаться как можно больше, чтобы преодолеть болезнь и вернуться к активной жизни. Я считаю так: не можешь бежать — иди, не можешь идти — ползи. Ведь тонус — это жизнь, это энергия, это искра, позволяющая мне подпаливать тот самый «пионерский костер» в душе, огонь которого отражается в глазах. Ведь именно на этот огонь и идут люди (улыбается).
Что касается внешности, для меня эталоном служит фраза, которую я прочитала в давнем интервью пластического хирурга Любови Орловой. На вопрос о том, что актриса сделала со своей внешностью, врач ответила кратко и емко: «Все и не один раз». То есть пластика должна быть очень дозированной, без изменения собственного облика, чтобы устранять только возрастные изменения. И чтобы при этом сохранялись черты лица, ведь лицо — это наш бренд. Конечно, можно слегка подкорректировать внешность, но без глобальных изменений, чтобы узнаваемость все-таки была стопроцентной.
— Наталья, наш разговор как раз зашел про бренд. Как Вы считаете, что помогает эксперту в формировании личного бренда?
— Безусловно, это деловая репутация, поскольку она отражает личность человека и его профессиональные качества. Мы часто встречаем примеры успешного продвижения личного бренда, особенно в инфобизнесе. Однако если ты не являешься личностью, можно хоть до морковкиного заговенья «раскручивать» бренд, но это продвижение будет лишь поверхностным.
Есть еще одно хорошее крылатое выражение «колосс на глиняных ногах» — так говорят о чем-то величественном с виду, но пустом внутри. Проще говоря, это красивый фантик. Пузырь, который можно какое-то время надувать, а потом он лопается, причем лопается очень болезненно. Для человека, который на самом деле не является экспертом, основной вектор внимания направлен на маркетинговую упаковку.
Это не значит, что время упаковок подходит к концу, но время упаковок, внутри которых — ноунейм… вернее, name есть, а внутри — ничего, действительно завершается. Дело в том, что покупательская способность людей во всем мире стремительно снижается на фоне экономических кризисов, и если раньше потребитель мог себе позволить «купиться» на яркий фантик, то сейчас он хочет достать саму конфетку. И вот тут уже начинает работать сарафанное радио — подключается репутация.
— Мы знаем, что Вы проводите онлайн и оффлайн обучение, а также корпоративные тренинги. Среди Ваших клиентов — многие публичные личности: Виктория Боня, Игорь Рыбаков, Владимир Кириенко и другие. Расскажите, пожалуйста, какие методы Вы используете в обучении?
— Моя методика включает в себя знания по общей физиологии и эндокринологии, акустике, квантовой физике и соционике, а также профессиональный коучинг, психологию, классическую риторику и журналистику. Я уделяю особое внимание статьям и исследованиям в области нейрофизиологии. Важными источниками информации для меня являются учебники по НЛП, научные труды различных специалистов в коммуникативной сфере. Мои настольные книги — «Договориться можно обо всём. Как добиться максимума в любых переговорах» Гэвина Кеннеди, «Спиральная динамика» Дона Бека, полный курс НЛП. Люди, которые работают в академическом сообществе, часто не имеют стремления постоянно обновлять знания. Я же, в свою очередь, слежу за трендами в бизнесе и сфере коммуникации, чтобы всегда быть в мейнстриме своей области, развиваться и расти.
Также в своей работе я использую уникальные голосовые и речевые техники, которыми овладела будучи одним из 60-ти дикторов Центрального Телевидения Гостелерадио СССР. У нас тогда было 240 миллионов зрителей и всего две телепрограммы — первая и вторая. То есть когда включается камера, ты осознаешь всю степень ответственности и понимаешь, что как минимум половина из этих 240 миллионов телезрителей сейчас смотрит именно на тебя. И все эти секретные техники помогали мне не только доносить информацию до аудитории, но и становились инструментами воздействия на общественное сознание.
Могу сказать, что я — про счастье. Люди, которые со мной работают, покупают не просто продукт: они покупают время и счастье. И надо видеть, как у моих ребят разворачиваются плечи, как за их спинами вырастают крылья, когда они осознают свою миссию.
Как написано на моем сайте: «В нашем глухонемом мире я даю возможность людям, меняющим реальность, быть услышанными». Действительно, многие из нас словно живут в закрытых раковинах и не слышат друг друга. И когда мы выходим из этой ракушечки и пробиваем диалоговое окно с миром, этот мир идет нам навстречу, начинает нас видеть. «Говори, чтобы я тебя увидел», — именно об этом знаменитая фраза Сократа. На сегодняшний день коммуникация — это важнейший инструмент, а слово звучащее — самое мощное оружие, которое есть на планете. Особенно в условиях информационных и прокси войн, которые мы наблюдаем.
— В жизни каждого человека порой возникают кризисные ситуации. Как Вы с ними справляетесь?
— У меня есть ноу-хау фраза, которую я открыла и очень хорошо могу объяснить с точки зрения нейрофизиологии — «Это всего лишь ситуация». Я даже зарегистрировала на нее авторские права (улыбается).
Теперь разберемся, как это работает. Дело в том, что первые три секунды наш рептильный мозг (а ему уже более 100 миллионов лет) формирует адреналиновую атаку: дает надпочечникам и гипоталамо-гипофизарной системе сигнал на выброс адреналина — бей-беги-замри. Так вот, в состоянии стресса человек может носиться, как курица с отрезанной головой. Или просто зажиматься. Единственный выход — выбрать вариант «бей», то есть начать действовать и делать хоть что-нибудь, чтобы спастись.
Когда на мои колени лег листочек с диагнозом «высоко дифференцированный рак», у меня отнялись ноги. И тогда я понимала, что для того, чтобы выжить и выйти из этого состояния, мне нужно начать действовать с трезвой головой, взяв контроль над происходящим в моей голове. А это возможно лишь сознательно, усилием воли «протянув» информационный сигнал в молодую часть мозга — неокортекс, мозг человека разумного, и дав объективную оценку происходящему. Не субъективную — собственными инстинктами и эмоциями, а именно отстраненно-логичную.
Рептильный мозг и мозг млекопитающего — лимбическая, эмоциональная система, существуют вместе более 50 миллионов лет. И любую мечущуюся эмоцию и мысль нужно вынимать из себя и облегать в слово «разумное», придавая ему форму. Не молчать, говорить и действовать — только так можно преодолеть любой кризис. Ведь это всего лишь ситуация (улыбается).
Вам может также понравиться: эксклюзивное интервью с политологом и топ-менеджером «Роснефти» Татьяной Грабович «Я была совершенно одна в огромном мегаполисе!»